Я сценарист и стендап-комик. Делаю шоу «Класс народа» и вообще видеоролики.
Обо мне | Выступления | Реклама

Позднее Ctrl + ↑

50 книг в год

По-прежнему следую этому дурацкому правилу — читать в год 50 книг. То есть, по книге в неделю и упорное чтение в самолётах и поездах. Никакого особенного смысла это правило не несёт. Просто способ хоть немного упорядочить жизнь.

Вот что попало в мои сети в 2018 году:

1. Нил Ландау, «Дорожная карта шоураннера»

Человек по имени Нил Ландау не написал великих фильмов или сериалов (из его наследия мне знаком только «Мелроуз плейс»), зато активно гоняет с лекциями и семинарами, даже в Москву. Книга его — ровно то, что от такого мужика и ожидаешь. Абстрактные мысли о том, как написать великое шоу, в конце каждой главы — интервью с теми, кому удалось. Некоторых интервью нет, есть только ссылки на сайт самого Ландау. Несмотря на Винса Гиллигана, от книги остаётся привкус ИНФОБИЗНЕСА в плохом смысле слова. Хотя вряд ли у этого слова есть хороший смысл.

Хотя кое-чему эта книга меня научила: возможно, стоит меньше писать про творчество и больше им заниматься. Иначе вырастешь как Нил Ландау.

2. Сборник «Беспощадная толерантность»

Я немного накосячил с фактами (рассказ про социальные рейтинги вышел раньше, чем похожая серия «Черного зеркала»), но в общем и целом всё действительно так плохо.

3. Филип К. Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Первая «самолётная» книга в этом году. Почти всю прочитал, пока летел из Сочи. И это я ещё два раза засыпал по пути. «Электроовец» было на удивление тяжело найти в столичных магазинах. Ещё раз пришёл к выводу, что нужно сказочно разбогатеть и купить киндл. Тем более, мой друг Миша правильно сказал: если писатель умер, можно и украсть книжку. Пусть потомки сами зарабатывают.

Так вот, книга. Ничего такая. Лучше фильма, хотя это несложно. При этом современные сценарные мастера за такие повороты сюжета засмеяли бы автора в трамвае. Просто пришёл и застрелил андроида, никаких тебе арок персонажа.

Что меня поразило, так это биография автора. Чтобы содержать семью, он писал очень много. А чтобы больше писать — упарывался ЛСД. Великий.

4. Чарльз Буковски, «Письма о письме» ★

Во-о-от, первая большая книга года. Впрочем, в старине Буке я и не сомневался. Это сборник писем, которые Буковски отправлял редакторам, друзьям, коллегам-поэтам и писателям. Поначалу кажется, что это какие-то письма Мартину Алексеевичу, но понемногу заново привыкаешь к стилю и получаешь чистое удовольствие.

Буковски как будто говорит не со своими американскими корреспондентами, а прямо с тобой. Хотя ты сидишь в крошечной однушке в Орехово-Борисово и пишешь не прозу со стихами, а сценарии и нативную рекламу, это про тебя. Зависть, злость, скромность, нежелание писать на потребу. Всё про нас, про подводников.

Откопал в шкафу ещё пару непрочитанных книжек Бука и с нетерпением жду следующей поездки в метро.

5. Трумен Капоте, «Призраки в солнечном свете» ★

Второй подряд нестройный сборник — и снова прекрасный. Эссе, очерки, портреты и небольшие повести алкоголика-наркомана-гомосексуалиста-гения Капоте. Некоторые истории рассказаны по два раза, как у Довлатова. О некоторых героях его документальных очерков я никогда не слышал раньше, поэтому было скучновато. Но проза очень густая, некоторые страницы можно читать по десять минут. Я лежал на пляже и разрывался между желанием дочитать и страхом обгореть.

P.S. Повесть «Самодельные гробики» — великая.

P.P.S. Стоковую картинку с обложки столько раз использовали для разных писательских сервисов, что это уже просто пошло. Трумен бы не одобрил.

6. Борис Акунин, «Алмазная колесница»

Вторая из трёх книг, прочитанных в отпуске. Акунин красиво играет с японской и русской культурами, влезает в головы разных своих персонажей (и даже — на одну главу — в голову бабочки), в общем, устраивает настоящий литературный аттракцион. И это его умение всё перевернуть последней страницей...

7. Robert Ben Garant & Thomas Lennon, Writing Movies for Fun and Profit: How We Made a Billion Dollars at the Box Office and You Can, Too! ★

Третья и лучшая из отпускных. Авторы книги — голливудские продюсеры и сценаристы, давшие миру такие великие фильмы, как «Лысый нянька: спецзадание», «Шары ярости» и «Нью-йоркское такси». Последний — римейк французского «Такси» Люка Бессона, который получил твёрдые 4,4 на IMDb и похоронил кинокарьеру Джимми Фэллона.

Тем ценнее опыт этих ребят. Они делают жанровое кино, не ходят в гениях, то есть, весь их опыт основан на чистом бизнесе. Книга рассказывает о том, какой софт использовать сценаристам в Голливуде (Final draft), нормально ли для писателя много пить (нормально) и как понять свою значимость для студии по месту, которое тебе выделили на парковке (серьёзно, целая глава про это). Но главное — книга уморительно смешная. Думаю, она смешнее, чем все фильмы от этих же авторов. Одна из глав называется Why Does Almost Every Studio Movie Suck Donkey Balls? Точно будет в списке лучших книг года.

8. John Fante, Wait until spring, Bandini! ★

В «Письмах о письме» (п.4) Буковски пишет Джону Фанте и хвалит его книги. Потом пишет уже его вдове и ругает последний роман Фанте за то, что тот не выдерживает сравнения с первыми. Этого хватило, чтобы я добавил «Дождись весны, Бандини» в список. В московских магазинах Фанте почему-то не нашлось, зато в дубайской «Кинокунии» лежал. Оказалось, что это чудесный медитативный роман о бедности, семье и любви. Причём любовь именно что мужская, в духе Буковски — сквозь грубость и бухло.

Отдельно хочу похвалить оформление книги — сзади нет никаких аннотаций, только название издательства. «Бандини» как бы не пытается понравиться случайному покупателю. Кто знает, тот знает.

9. Стивен Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей»

Как высокоэффективный человек, прочитал «7 навыков» за пару дней. Я проскакивал абзацы и целые страницы. Потому что это ужасно свинский подход к написанию — растягивать одну простую мысль на целую главу. Поначалу относишься к этому с пониманием — мол, Кови старается даже для самых умственно отсталых читателей. Но если в первых главах сопереживаешь этим историям о том, как автор с женой сделали из своего сына-задрота нормального пацана, то под конец хочется уже найти и ушатать всё это эффективное семейство. Лучше я сдохну е*учим нонеймом, чем буду читать ещё эту хероту про саморазвитие.

10. Роберт Гэлбрейт, «Зов кукушки»

Джоан Роулинг (она скрывается под псевдонимом Гэлбрейт) вряд ли уже напишет что-то эпичнее «Гарри Поттера». Она сама это понимает и не пытается. «Зов кукушки» — обычнейший детектив в мягкой обложке. Сыщик со сложной судьбой, сюжетные твисты разной степени неожиданности. Книга меня далеко не поразила. Но если вдруг нечего будет почитать, и под рукой окажется следующий том Гэлбрейта/Роулинг — возьму не задумываясь.

11. Роберт Родригес, «Кино без бюджета»

Вышедшая в МИФе книга обещала нудные советы в духе «верьте в себя» и «не стесняйтесь пробовать новое». На деле «Кино без бюджета» — дневник Родригеса, который он вёл с начала работы над «Эль Марьячи», который он снял за 7000 долларов, и до первой голливудской славы.

Родригес предстаёт в книге здравым парнем. Он не забывает свои корни, ворует из гостиниц халаты, считает, сколько денег из суточных может отложить на учёбу брата. И открывает простейшие, но неочевидные истины. Тебе не нужна киношкола, тебе нужна практика. Тебе не нужен большой бюджет, если ты всё хорошо написал и продумал заранее. Фильмы дорогие, потому что в них занято много бездарного и ленивого народа. Хочешь сделать нормально — сделай сам.

12. Александр Молчанов, «Пишется! Беспрецедентная система писательской продуктивности»

Главное, что я почерпнул из этой книги — никаких больше книг о писательской продуктивности. Эти паразиты пишут одно и то же из учебника в учебник. Высыпайтесь, ставьте дедлайны и гуляйте. Сука, хочется бить ногой в лицо всех советчиков, которые пишут «гуляйте». Когда-нибудь напишу книгу, где буду советовать дышать и пить жидкости.

13. Боб Батчелор, «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel»

Любопытно было узнать, как Стэн Ли пришёл к статусу поехавшего деда, которого все обожают. Ну, узнал. Стэнли Либерман вырос в бедной семье. Отец в разгар депрессии долго и безуспешно искал работу, маленький Стэнли так впечатлился, что ему уже под сотню лет, а он до сих пор пашет. Такая история. Остальное — какие-то биржевые сводки, мелкие и туманные угрозы со стороны каких-то цензоров и компании DC. Но автор даже не пытается вылепить из этого всего какую-то героическую историю. Был такой еврейский мальчик, и всё у него довольно легко получилось.

К тому же, книга скверно написана, переведена и отредактирована.

14. Стиг Бьоркман, «Вуди Аллен»

Эту книгу мне посоветовал Слава Комиссаренко как ответ на все мои загоны по поводу того, стоит ли заниматься комедией, как реагировать на критику и подобную чушь. Стиг Бьоркман несколько раз встречался с Вуди Алленом и подробно обсуждал его фильмографию с самого начала и примерно до 2003 года. Среди конкретных вещей (почему вот этот герой такой, а почему оператор вот здесь снял так) есть общие и внятные советы для творческих ребят. Вуди Аллен никогда не читает рецензий, не парится из-за сборов. Он просто дописывает фильм, снимает его, монтирует и садится писать следующий. Главное — работа. Деньги и награды придут сами, если будут нужны. Просто и гениально.

15. Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»

Умом понимаешь, что это большая книга, карикатура на умирающую империю и всё такое. Но читать тяжеловато. Кроме бесконечных баек Швейка и минимальных перемещений между больницами-поездами-тюрьмами сюжет почти ничего не толкает вперёд. В результате все эти новеллы теряют всякий смысл. Как и война, которую они описывают.

16. Tina Fey, Bossypants

Та самая Тина Фей, которая написала великий сериал «Студия 30». Казалось бы, она в принципе неспособна сделать что-то средненькое, но с книгой удалось. Это довольно заурядная автобиография с сильным феминистическим уклоном. Меня не напрягает, но я знаю ребят, которые бы просто закипели. Под самый конец случается прекрасная глава про её пародии на Сару Пэйлин, которые на короткое время сделали Тину мегазвездой. Но и этот период, и глава заканчиваются обидно быстро. Ну и ладно.

17. Robert Galbraith, The Silkworm

Я же говорил, что ещё почитаю Гэлбрейта-Роулинг. В этот раз я скорее искал что-то несложное, чтобы потренировать английский, но удовольствие получил. Роулинг дьявольски хороша в том, чтобы выстроить мир книжного сериала. Ты погружаешься в жизнь Страйка и Робин как в тёплую ванну после холодного дня. Всё знакомо, всё безопасно. В этом же и главный минус книги — главным героям почти ничего не угрожает. Робин ссорится с женихом (и мирится), Страйк лечит колено и страдает по своей стерве бывшей. Это недостаточно хороший детектив, чтобы потеснить Несбё в моём сердечке. Но и недостаточно плохой, чтобы я не прочитал третий роман серии.

2018   книги

Класс народа

Каждую неделю мы читаем новостные паблики в «Одноклассниках» и смотрим, как люди старшего поколения реагируют на события в стране и в мире. Это «Класс народа»

Шоу придумалось в стенах Comedy Club Production. Меня, Сашу Доброкотова и Артёма Крашенинникова из «Лентача» позвали придумывать сатирическое шоу для ТНТ. Там хватало своих авторов, но Тимур Каргинов решил добавить шутников из интернета.

Как создатель «Филиала Одноклассников», я решил гнуть свою линию и в «Камеди» и в первый же день придумывал выбирать самый идиотский комментарий к обсуждаемой новости. Тут же сочинилось название рубрики — «Класс народа». Собственно, больше ничего я в эту сторону не написал. Мы с умеренным успехом показали эту идею на вечерней читке и больше к ней не возвращались.

Потом закрылось и само шоу (однажды я буду вправе об этом говорить), нас покормили китайской едой и перед самым Новым годом отпустили домой. Я какое-то время погрустил, нашёл плохую работу и потихоньку родил формат ютуб-шоу «Класс народа». Со временем я научился его лучше и быстрее писать, Оля вымучила приличную картинку и звук. Потекли выпуски, завелись поклонники и спонсоры.

Для меня как для креативного продюсера (кек) передачи идеальный пример — The Daily Show с Джоном Стюартом и Тревором Ноа. Мы надеемся однажды двинуться в ту сторону, даже позвали гостей — Монеточку и Залину Маршенкулову. Получилось не так, как мы надеялись, поэтому от гостей мы временно отказались. Сочинение интервью, бронирование студии и синхронизация графиков отнимают слишком много времени и сил, вдвоём мы это не тянем. Но однажды обязательно к этому вернёмся.

2017   ютуб

Подкаст Дмитрия Кравченко

Дмитрий Кравченко начинал как обзорщик КВНа, но со временем расширил тематику, стал анализировать остальной юмор и общественную повестку, нарастил (токсичную) аудиторию.

Я сложно отношусь к Диме, но сам факт приглашения оказался приятным. Кравченко не позовёт совсем уж бесполезного и незаметного человека. Значит, не совсем зря пишу.

Прошу прощения за тупость и плохую дикцию (ещё хуже обычного) — записывали прямо утром-утром.

2017   ютуб

Работа в комедии

Хороший человек Кирилл Егоров пишет:

«Народ, коллеги, творческие люди! Я тут для одного проекта решил собрать авторскую комнату. Для этого срочно ищу молодую кровь и свежие мозги. Работать предстоит над ситкомом (не адаптация).

Если вам интересно, если глаза горят, если всегда мечтали, то присылайте на почту 2018screenwriter@gmail.com любой пример вашего творчества за последний год, не важно что это будет, сценарий, шутки, биатлон для КВН + краткое письмо о себе.

Главное, чтобы можно было оценить ваше чувство юмора, ход ваших мыслей.

Входом в эту историю скорее будет желание, горящие глаза и хорошее чувство юмора, чем „опыт работы на федеральном канале“»

Я проработал с Кириллом больше полутора лет, и это была почти самая лучшая работа в моей жизни (после «Магнита», где можно было забирать просроченное пиво). И да, это та самая работа, о которой я говорил в подкасте с Кравченко. Устройте имейлу Кирилла зерг раш, дорогие таланты.

Приключения Паддингтона-2

Чувствую за собой должок. Надо написать про фильм «Приключения Паддингтона-2». Он ещё не вышел, но меня уже сводили на пресс-показ. Потому что у меня есть телеграм-канал.

Дивный новый мир: передо мной в очереди стояли настоящие журналисты из разных там изданий. Я подошёл к девушке и сказал: «Денис Чужой. У меня телеграм-канал». И меня пустили, как всех. Насколько всё стало просто в последнее время.

Главная трагедия «Паддингтона» в том, что он в России выходит аж 18 января. Это абсолютно новогоднее кино. Прямо представляю себе, как семья гуляет по торговому центру — дети на ажиотаже, мама купила икры по акции и довольна, папа выпил «Сибирской короны» на фудкорте — и заходит в кинотеатр. И они довольны.

Что в «Паддингтоне-2» хорошего:
— Хью Грант. Идеальный британский злодей. Когда он играет славных милых ребят, это слишком просто. А славный милый мудила — то что надо.
— Сцены в тюрьме. Весь фильм довольно забавный, но глава про Паддингтона на зоне — угар. Даже снобы из настоящих изданий хохотали в голос. Очень хорош Брендан Глисон. Забавно, кстати: Брендан в этом году сыграл в фильме про медвежонка, а его гораздо менее маститый сын — в «Звёздных войнах»
— Есть Ричард Айоади! Но мало.

Что плохого:
— Да ничего, в общем. Атмосфера фильма так хорошо задана, что и не хочется придираться.

Моя жена хочет пойти на «Паддингтона» в январе, и мне придётся идти с ней. И я не против.

2017   кино

Где в Москве снимают стендап

Судя по запросам в яндексе, много народу пытается выяснить, где в Москве снимаются стендап-шоу, и не находят ответа. Потому что интернет-проектами на ТНТ занимается дрессированный енот. Наверное.

Последние сезоны ТНТ-шного шоу Stand Up снимались в театре «Русская песня» Надежды Бабкиной на Олимпийском проспекте, 14. Обычно там обкатывают материал мастодонты вроде Елены Воробей, но для стендап-съёмок всё меняется. Появляются классные декорации «с прожекторами», приезжают хорошие юмористы.

UPD: Недавно узнал, что в одном здании с «Русской песней» находится офис ТНТ, 2х2 и других газпромовских каналов. Становится понятнее, почему там приютился стендап.

Снимается всё очень бодро, почти без пауз и тупняков. Впечатления от съёмок как от классного стендап-концерта, где у всех хороший материал. Если вам нравится комедия на ТНТ, обязательно сходите. Вживую это смешнее и смелее — кажется, по телевизору так и не показали пародию Ивана Абрамова на Рамзана Кадырова.

Другие стендап- и околостендап-проекты ТНТ («Открытый микрофон», Comedy battle) снимаются в «Главкино». Это седьмой километр Новорижского шоссе. Добираться туда нужно на такси или на бесплатном автобусе от «Камеди продакшн», отправляется от метро Щукинская.

Чтобы не прощёлкать съёмки стендапа от ТНТ, подпишитесь на группу ComedyDay на Вконтакте. Там собирают зрителей на все более-менее смешные проекты «Камеди клаб продакшн». И на «Камеди клаб».

К счастью, не ТНТ единым. «Парамаунт камеди» снимает своё стендап-шоу, и на него тоже вполне реально вписаться. В основном там снимаются резиденты «Стендап-клуба #1», и это снимает вопрос «Где проходят съёмки?» В клубе и снимают. Подпишитесь на их соцсети, там регулярно вешают анонсы съёмочных пулов и живых шоу.

Вот и всё, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме. Если я где-то ошибся, и у вас есть информация точнее — напишите мне на denis@denischuzhoy.ru, поправлю.
И подпишитесь на мой канал в телеграме, там будет куча важных новостей про стендап и комедию.

Джуда Фридлендер «Америка — величайшая страна в Соединённых Штатах»

Вы можете его знать по появлениям на разных вечерних шоу или по роли Френка Роситано в великом сериале «Студия 30». Джуда Фридлендер всегда параллельно занимался стендапом, но на видео его не выпускал. И вот это случилось.

Главное отличие этого спешла от других — он не записан во время концерта. Фридлендер выступал в течение нескольких вечеров в разных местах и снимал это. Большинство шуток написано заранее, но доля импровизации всё равно звериная. Очевидно, что лучшие моменты Джуда собрал и отдал Нетфликсу.

Что мне больше всего понравилось в концерте (кроме шуток, конечно), так это его аскетичность. Я пытался смотреть концерты Кевина Харта и каждый раз приходил в ужас. Какие-то жутко нарциссичные зарисовки в начале, снятые на кинокамеры. Потом Харт выходит на гигантскую сцену «Мэдисон сквер гарден», и за спиной у него пылает огонь. Где тут человек, где тут поэзия повседневности?

Примерно это говорит и Фридлендер в посвящённом выходу спешла интервью:

«Я вижу стендап как очень простую форму искусства. Это человек, говорящий в микрофон на сцене. И всё». Очень просто. Я решил, что мой спешл тоже должен быть сделан очень просто. Я не люблю, как много вкладывают в комедийные шоу на телевидении. Все эти съёмки с крана и дым-машины. Как по мне, комедия не про это. Комедия — это выйти на сцену в тёмном помещении и сделать своё дело. Так что я попытался запечатлеть этот опыт и создать впечатление, будто зритель попал в маленькую комнату и сидит там»

Второй плюс — материал сильно завязан на политике и проблемах общества. При этом баланс между умными мыслями и комедией выдержан идеально. Концерт Дэвида Кросса Making America great again, например, отличный. Но в нём примерно шесть шуток на час времени. У Фридлендера не так.

Вот что о своей политизированности говорит сам Джуда:

«Когда я начинал в 1989 году, мой материал был очень сильно завязан на шутках и взаимодействии с аудиторией. Сценический образ менялся со временем, как и я сам. Сейчас мне 48 лет. Я начал в 19. Большая часть моих шуток была о том, что я моложе большинства коллег. Я начинал с каких-то наивных вещей и быстро переходил к мрачному, вывихнутому материалу. Но я быстро с этим завязал.

Даже шутки про Чемпиона Мира (образ, принесший Фридлендеру известность — прим. ред.) были всего лишь высмеиванием нарциссизма и выпячивания своего «Я». Теперь у нас такой президент. Мне никогда не нравилось гнаться за лёгкими шутками. Я всегда любил находить комедию там, где вам бы не пришло в голову её искать — в мрачных местах.

Семь или восемь лет назад я стал выступать в Европе. Когда я туда приехал, мне казалось, что я многое узнаю об Англии, Франции, Голландии. Так и случилось, но ещё больше я узнал о США. Я увидел свою страну со стороны. Тогда я стал писать больше материала о национальных проблемах — расизме, ущемлении прав, экологии.

Когда я стал рассказывать шутки на такие тяжёлые темы, аудитория сидела очень тихо. Я привык получать смех каждые три секунды. Только годы спустя я привык к своему новому материалу и научился выжимать смех из этой тишины. Создай тишину, создай неловкость, затем вытащи из этого смех. Я научился получать от этого удовольствие»

Денис Чужой кто это

Меня зовут Денис Чужой, я сценарист и стендап-комик. Работал в Comedy Club Production и Mail.Ru Group, сейчас плаваю по волнам фриланса.

Если вам нужны шутки, сценарии или тексты — напишите мне:

— на почту denis@denischuzhoy.ru
— в телеграм @denischuzhoy
— в фейсбук, но помните о чудесной папке «Другое», благодаря которой получатель может не видеть ваших сообщений неделями

Если хотите, чтобы я приехал к вам со стендап-выступлением, вот почта Оли: olya@denischuzhoy.ru, она лучше меня знаёт моё расписание. Есть 25-30 минут проверенного материала.

Выступления

Пока чаще всего я выступаю на открытых микрофонах Москвы. Тут только те выступления, которые уже подтверждены, и я не соскочу из-за лени или боязни сцены.

30 марта, 20:00 — Бар BeHappy в Реутове. Сборный концерт из разных комиков (в основном Цимермановцев) и меня.
5 апреля, 20:30 — Big Stand Up в Стендап-клубе #1 (потом найду ссылку). Если не облажаюсь, то выступлю ещё 6, 7 и 8. Но давайте дождёмся пятого.

Ещё в процессе подтверждения пара городов, stay tuned.

Реклама

Мои проекты стремительно набирают популярность, и в них уже можно заказывать рекламу. Пока продаём интеграции в «Классе народа» и телеграм-канале.

Пример интеграции в «Класс народа»:

Чтобы обсудить цены и текст, пишите на denis@denischuzhoy.ru или в телеграм @denischuzhoy

Реклама в телеграм-канале стоит 1500 рублей за пост. Запись висит в топе несколько часов (чаще всего — всю ночь) и не удаляется.

Пример хорошо сработавшего поста, который перетёк в ютуб-интеграцию (см. выше):

И вообще люди довольны, вы только посмотрите: